Предреволюционные годы в России можно по праву считать пиком Серебряного века. Новаторский стиль, смелые эксперименты со словом и поиск новых смыслов способствовал появлению целого ряда поэтических групп и сообществ. Именно из их рядов вышли те, без чьих имён мы уже не представляем русскую литературу – Александр Блок, Анна Ахматова, Игорь Северянин. Наряду с этими, наиболее популярными и читаемыми литераторами, громко заявляли о себе будущий Нобелевский лауреат Борис Пастернак, чувственная Марина Цветаева, эксцентричный Владимир Маяковский и пока ещё малоизвестный Сергей Есенин.
Начавшаяся в 1914 году война с самого начала воспринималась в поэтическом цеху как катаклизм («глад, мор и затмение светил», как писала Ахматова). Воевать за царя и отечество ушло всего два заметных поэта – Николай Гумилёв и Бенедикт Лившиц. Когда на фоне громадных потерь на войну призвали Блока, Гумилёв выразился, что это всё равно, что «жарить соловьёв». Свою роль люди искусства видели прежде всего в духовной и моральной поддержке нации в тяжёлую годину. По выражению Игоря Северянина.
Союзник царизма для нас не союзник,
Как недруг царизма – не враг.
Свободный художник зачахнет, как узник,
Попав в политический мрак.
Вместе с тем, чем дальше, тем сильнее проглядывала в стихах усталость от происходящего. Как писал в то время Георгий Адамович,
Устали мы. И я хочу покоя,
Как Лермонтов, — чтоб небо голубое
Тянулось надо мной, и дрозд бы пел,
Зелёный дуб склонялся и шумел.
Блок выражался более категорично:
Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?

Игорь Северянин
Трудно сказать, ожидали ли в поэтическом цехе быстрого прихода революции. Тем не менее, литераторы одними из первых откликнулись на её события. Их строки передавала из уст в уста вся читающая Россия, причём реакция порой была диаметрально противоположная. Так, властитель дум Игорь Северянин на своих «поэзоконцертах» воспевал победу Февраля. Среди его стихов того времени есть такие:
Свобода! Свобода! Свобода!
Свобода везде и во всем!
Свобода на благо народа!
Да радуемся! да живем!
<…>
Столетья царями теснимы,
Прозрели в предвешние дни:
Во имя России любимой
Царь свергнут – и вот мы одни!
Труд, равенство, мир и свобода,
И песня, и кисть со стихом –
Отныне для счастья народа!
Да радуемся! да живем!
Ему вторил Константин Бальмонт:
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!

Марина Цветаева и её супруг Сергей Эфрон в 1917 году
В стихах Марины Цветаевой, напротив, ощущалось горькое разочарование тем, насколько легко Николай II отступился от своего статуса:
Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз –
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.
Ваши судьи –
Гроза и вал!
Царь! Не люди –
Вас Бог взыскал.

Максимилиан Волошин
Максимилиан Волошин, один из самых харизматичных поэтов своего времени, уже в конце 1917 года крайне негативно оценил произошедшие революционные перемены:
С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.
Определённая надежда на лучшее связывалась с фигурой Александра Керенского. Поэт Леонид Каннегисер (впоследствии получит известность как убийца главы Петроградской ЧК Моисея Урицкого) писал летом 1917:
Он поднял усталые веки,
Он речь говорит. Тишина.
О, голос! Запомнить навеки:
Россия. Свобода. Война.Тогда у блаженного входа
В предсмертном и радостном сне,
Я вспомню — Россия, Свобода,
Керенский на белом коне.

Леонид Каннегисер
Марина Цветаева по-прежнему скептически воспринимала главу Временного правительства:
Повеяло Бонапартом
В моей стране.
Кому-то гремят раскаты:
— Гряди, жених!
Летит молодой диктатор,
Как жаркий вихрь.
Вместе с тем, в стихах уже начинала проявляться тревога перед неизвестным. Лирической тоской по прошлому были пронизаны ахматовские строки:
Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.
Исполненный пессимизмом, отозвался Георгий Адамович:
Ничто, мой друг, ничто вас не спасёт
От тёмных и тяжёлых невских вод.

Владислав Ходасевич
И только задумчивый Владислав Ходасевич считал, что всё идёт своим чередом. Произошедшие события он наделял глубоким религиозным смыслом:
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю чёрную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрёт и прорастёт.
Так и душа моя идёт путём зерна:
Сойдя во мрак, умрёт — и оживёт она.
И ты, моя страна, и ты, её народ,
Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год…
Революция, мнения о которой так ярко преломились в творчестве ведущих поэтов того времени, определила судьбу их авторов. Уже в эмиграции Георгий Иванов написал, что
Все, кто блистал в тринадцатом году –
Лишь призраки на петербургском льду.
Читатели также не остались в стороне. Теперь им предстояло высказать своё отношение к революции не в литературных дискуссиях, а в начинавшейся Гражданской войне.
Автор статьи:
Игорь Баринов