Как оптимизм, вера в себя, вера в человека вообще и своих ближайших соседей и сограждан, вера в то, что лучшие отношения, лучший строй не только вполне возможны, но и желательны, что я, мы, люди заслуживают лучшего, что то, что имеем, составляет психологическую основу всякого широкого, либерального или революционного движения. Наоборот — утрата веры в свои силы, в человека вообще, в сограждан и сожителей, пессимизм вообще есть основа реакции и контрреволюции.

Через призмы оптимизма или пессимизма неминуемо проходят и преломляются те предпосылки общественных движений, которые лежат в экономике, праве и социальном строе вообще.

Отсюда стихийный, непреоборимый характер движений. Поэтому, если говорят, что контрреволюция есть восстановление нарушенного революцией существующего в обществе реального соотношения социальных сил, то это есть не объяснение явления, а констатация факта. Во всякой борьбе как лиц, так и классов и групп, психологический фактор играет огромное значение. Как бы хорошо не была организована борющаяся сторона, но она непременно падет, если ее сторонники не верят в свое дело и в свои силы. Пример — паралич и падение старой власти.

С. Б. Веселовский — российский историк, археограф.

1)С. Б. Веселовский. Дневники 1915-1923, 1944 годов // Вопросы истории №2, 2001. С. 96.

   [ + ]

1. С. Б. Веселовский. Дневники 1915-1923, 1944 годов // Вопросы истории №2, 2001. С. 96.