Надо сказать, что матросы в качестве апостолов нового строя пользовались у нас далеко не везде одинаковым успехом. Приехал я как-то об эту пору на охоту в лесную о очень зажиточную деревню Вошелово. Обыкновенно вошеловцы встречали меня очень радушно и всегда старались перенять меня как-нибудь, чтобы переговорить кто о своих нуждах, кто о делах общественных. А теперь, вижу, народ определенно хмурится. Дело вскоре разъяснилось – оказалось, что на днях в волость явился какой-то из апостолов Кронштадта и на многолюдном митинге прошелся насчет попов и церквей. А так как я тоже «за ново право» стоял, по их мнению, то и я являлся до некоторой степени ответственным за матросские художества.

— На этого никогда нашего согласу не будет!… – обидчиво выговаривали мне вошеловцы. – Церкви, говорит, закрыть, попов обстричь и работать заставить. На эту дурь народ ни в жисть не пойдет…

— Да я-то тут при чем, ребятушки? – сказал я. – Разве вы от меня слышали когда-нибудь что-нибудь такое? Ну?

— Это двистительно… — согласились республиканцы. – А мы думали, что он за одно с тобой…

— Напрасно. За всякого дурака я не ответчик…

-Это что говорить… — послышались голоса. – Ну, только сволочам этим окорот дать надобно, — ишь, что плетут!… Эдак мы глядим, глядим, да и…

Это «глядим, глядим да и…» приходилось слышать очень часто, но у русского человека от слова до дела всегда чрезвычайно далеко. Что этому «да и…» время придет, в этом нет ни малейшего сомнения, но что терпение наше очень трудно возмутить, это тоже совершенно верно. Но тем сильнее будет в свое время взрыв…

Иван Наживин — бытописатель русской деревни, сподвижник Льва Толстого, писатель и публицист.

1)Наживин И.Ф. Записки о революции. Вена: Русь, 1921. С. 31

   [ + ]

1. Наживин И.Ф. Записки о революции. Вена: Русь, 1921. С. 31