Юбилей событий 1917 г. дал начало целому ряду тематических проектов, посвященных годовщине русской революции. Наряду с часто упоминаемыми медиа-ресурсами, отдельного внимания заслуживает и оффлайн активность отечественных учреждений культуры.

Одним из центральных событий, несомненно, является выставка в Музее современной истории России «1917: Код революции», открытая в марте этого года в знаменитом здании на Тверской улице. Организаторы проекта «1917. День за днем» побывали в гостях у коллег и провели интересную беседу с куратором выставки, ученым секретарем Никитой Аникиным, который любезно согласился ответить на вопросы о концепции выставки и её особенностях.

Работа над выставкой началась еще летом 2016 года. Очевидно, что Музей современной истории России, носивший до 1998 года название Музей революции, просто не мог обойти стороной вековой юбилей двух революций. Тем более, юбилей отмечает и сам музей, первые решения о создании которого были приняты в марте 1917 года. Тогда было образовано Общество Музея революции, которое по понятным причинам намеревалось посвятить его исключительно событиям падения монархии в России. События Октября и Гражданской войны отдалили реализацию инициативы и первая экспозиция «Красная Москва» была открыта только в 1922 г.

Работы над выставкой проходила на новом профессиональном уровне. Благодаря президентскому гранту удалось привлечь и обработать большой массив архивных данных из РГАСПИ и других хранилищ. Сотрудники музея работали в тесном контакте с историками и архивистами. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с доктором исторических наук, преподавателем Исторического факультета МГУ Федором Гайдой, который принял непосредственное участие при разработке научной концепции выставки. Это первый опыт столь тесного взаимодействия Музея современной истории России и университетской науки. Учитывался международный опыт, в частности Германского исторического музея в Берлине. Некоторыми принципами представления материалов выставка действительно напоминает известный немецкий музей. Например, выдвигающиеся шкафчики с передовицами газет, благодаря которым можно удобно ознакомиться с их содержанием.

Важной задачей организаторов выставки был уход от политических оценок происходящих 100 лет назад событий. По их замыслу, посетитель сам должен составить мнение о том, чем же была революция и какие последствия она в себе несла. К сожалению, упреков в крайних политических взглядах избежать не удалось. Критики обвиняли экспозицию и в «большевизации», и в сглаживании углов. Между тем, организаторы стремились подтолкнуть людей к самостоятельной мыслительной работе, к смелости сделать собственный вывод на основе увиденного.

Тем не менее, выставку посетило и продолжает посещать огромное количество гостей, которые остаются довольны экспозицией. Много зарубежных туристов. Для них история России известна, в первую очередь, событиями ХХ века, который начинается именно с революции. Уже есть около десятка запросов от европейских музеев на аренду экспонатов, от Германии до Венгрии. Готовится планшетный вариант выставки и для российских регионов.

Действительно, «1917: Код революции» уникальная для России выставка. Глубокая научная проработка сочетается с яркой и интересной подачей материала. Можно пробежать выставку за час или подолгу останавливаться у каждого стенда. В любом случае вам будет, на что обратить внимание. Можно бросить быстрый взгляд на подборку карикатур на последнего русского царя и пойти дальше, а можно остановиться и прочитать передовицы газет и воспоминания современников, дав себе возможность тоньше понять дух эпохи. Разочарованы не будете.

Набор экспонатов сочетает традиционность и новые формы подачи материала. Есть фотографии, карты, подборки газет и журналов, одежда. Интересно посмотреть на печатный станок для листовок. Представлены аудиовоспоминания участников революции еще из старых фондов музея – настоящие голоса эпохи!

Впервые в Музее современной истории России выставка работает так долго – с марта по ноябрь. Если вы не посетили ее в дни годовщины Февральской революции, то восполните пробел в юбилей «великого Октября».

Автор статьи Артём Соколов

Благодарим Егора Кулакова за помощь в подготовке материала